С 1 марта 2023 года аккредитация образовательных организаций становится бессрочной, но вводится аккредитационный мониторинг, который позволит осуществлять постоянное наблюдение за качеством обучения.
При получении государственной аккредитации школами по образовательным программам разного уровня будут учитываться такие показатели, как соответствие требованиям ФГОС структуры и содержания образовательных программ, а также результатов обучения, доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю преподаваемого учебного предмета за последние 3 года, обеспеченность каждого обучающегося учебниками из федерального перечня, наличие электронных библиотек, результаты оценки качества подготовки обучающихся. Каждому показателю присвоен свой удельный вес в баллах.
Эти же показатели будут частично использоваться при проведении аккредитационного мониторинга и при проверках образовательных организаций. Аккредитационный мониторинг также будет учитывать долю выпускников, получивших допуск к государственной итоговой аттестации по итогам обучения в 9 и 11 классах, и долю выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным предметам при прохождении ГИА-9 и ГИА-11.
Аккредитационный мониторинг проводится не реже 1 раза в 3 года.
Процедура аккредитационного мониторинга будет включать следующие этапы:
Сбор информации (с 1 сентября по 1 декабря года проведения мониторинга)
Обработка, обобщение и анализ информации (до 25 января года, следующего за отчетным)
Подготовка Итогового отчета (до 15 марта года, следующего за отчетным годом)
Направление Рособрнадзором итогового отчета для Минпросвещения России и Минобрнауки России (до 20 марта года, следующего за отчетным годом)
Подготовка на основании итогового отчета рекомендаций по повышению качества образования и направление их в организации (до 1 мая года, следующего за отчетным годом)
Размещение итогового отчета на официальных сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России (до 1 июня года, следующего за отчетным годом)
1. Статья 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662
3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 апреля 2023 года № 660/306/448
4. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.09.2023 № 03-148 Расписание внесения данных в ИС ГА Рособрнадзора для субъектов РФ
Что такое аккредитация и аккредитационный мониторинг ? (информация взята из публикации редакции "КонтурШкола" )
Аккредитация — это оценка качества образования в конкретном учебном заведении, подтверждение соответствия российским государственным стандартам. Эксперты изучают организацию обучения, документы, степень освоения программ учениками, благоустройство кабинетов и многие другие аспекты.
При благополучном исходе процедуры организации выдают или продлевают свидетельство, позволяющее продолжить работу по образовательной программе.
Если результаты проверки оказались плачевными, школу, вуз или СПО лишат аккредитации. Это значит, что учебное заведение больше не сможет выдавать дипломы государственного образца или аттестовывать учащихся.
Зачем нужен аккредитационный мониторинг?
Аккредитационный мониторинг вводят, чтобы своевременно выявлять несоответствие качества образования нормам ФГОС и оперативно устранять нарушения. Показатели учебного заведения будут систематически отслеживать удаленно. Аккредитационный мониторинг проводится не реже 1 раза в 3 года. Организации, уже имеющие аккредитацию, автоматически попадают под новую модель контроля.
- При этом органы государственной, исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также проводят мониторинг качества образования в школах — ежегодно.
Несомненный плюс нововведения — бессрочная аккредитация. Теперь школам не нужно запрашивать проверку и беспокоиться о ее сроках и результатах. А соответствующее свидетельство будет продлеваться автоматически.
Систему мониторинга разрабатывают Минобрнауки и Рособрнадзор. Считается, что новая модель снизит бюрократизм процедуры и в целом облегчит жизнь учебным заведениям. Субъективную оценку экспертов заменят «прозрачные критерии» — благодаря этому станет яснее реальная картина происходящего в школах.
Более того, по результатам мониторинга школам дадут обратную связь — рекомендации. Следуя им, можно повысить качество образования и оперативно устранить ошибки. Рекомендации могут касаться педагогической деятельности, формирования или корректировки учебных программ, организации мероприятий по повышению уровня обучения, корректировки критериев оценки образования.
Показатели аккредитационного мониторинга в школах
Мониторинг будут проводить по нескольким показателям в балльной системе. Эти показатели — обязательные требования, подтверждающие качество образования в организации. Данные для этой статистики будут брать из уже готовых официальных документов и отчетностей, которые регулярно ведут в учебных заведениях, с их сайтов и из прочих каналов (информационно-аналитические базы ФИС ГИА, ФИС ФРДО). Также используют информацию из диагностических работ учащихся. Со временем индикаторы будут меняться в зависимости от развития сферы образования.
Утвержденные показатели по образовательным программам для школ:
- соответствие учебной программы нормам ФГОС;
- соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ нормам ФГОС;
- квалификация педагогов, задействованных в учебном процессе;
- обеспеченность каждого учащегося учебниками из федерального перечня;
- наличие электронных библиотек;
- сведения о качестве подготовки учащихся, преодолевших минимальный порог в оценочных процедурах;
- доля выпускников, не набравших минимальные баллы ГИА;
- доля выпускников, получившая доступ к ГИА.
Приказ об утверждении аккредитационных показателей вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 31 августа 2025 года. С полным его текстом и системой оценки можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации.
- Если показатели мониторинга не соответствуют установленным приказом образцам, школа попадает в зону риска, что может стать поводом для проверки.
Плановые проверки актуальны для школ, которые уже входят в зону риска. Раз в 4 года — школы среднего уровня, раз в 3 года — высокого уровня риска.
Если учебная организация не воспользовалась рекомендациями и не устранила нарушения после мониторинга, ее лишат госаккредитации.
Порядок проведения аккредитационного мониторинга
Главное из Постановления Правительства РФ №450 от 24 марта 2022 года:
- Мониторинг проводится для поиска недостатков и их устранения с помощью рекомендаций.
- За обработку информации отвечает Рособрнадзор совместно с Минобрнауки (оставляют за собой право привлекать подведомственные организации).
- Результаты публикуются на сайте Рособрнадзора и подлежат анализу на федеральном и региональном уровнях.
- Рекомендации в течение 5 дней с момента их подготовки направляют в учебную организацию, где их должны использовать, чтобы внести коррективы в деятельность.
Кому потребуется новая госаккредитация
Школа, которая еще не проходила процедуру аккредитации, может подать заявление в Рособрнадзор. Сделать это нужно в соответствии с условиями, перечисленными на сайте ведомства, приложив все необходимые документы. Решение об аккредитации должны принять не позднее, чем через 105 дней с даты приема заявления.
Изменения в законе не являются основанием для переоформления свидетельства. То есть, если у школы есть госаккредитация, подавать заявление на переоформление в связи с вступлением в силу новых правил не нужно.
Однако в некоторых случаях школа обязана его переоформить:
- если есть ранее не аккредитованные программы;
- если школа претерпевает реорганизацию: присоединение, смену места нахождения, переименование и т.д.;
- если в реестр лицензий на образовательную деятельность вносят изменения в связи с прекращением осуществления программы;
- если школу лишили госаккредитации.
Федеральный уровень:
Статья 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 апреля 2023 года № 660/306/448
Региональный уровень:
Приказ «О региональном координаторе аккредитационного мониторинга системы образования» от 19 июля 2023 года № 1258
Приказ «Об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования» от 21 июля 2023 года № 1263
Информационное письмо «Об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования» от 27 июля 2023 года № 01-26/4817
Муниципальный уровень:
Приказ управления образования администрации Дергачевского муниципального района от 08.08.2023г. № 349 "О назначении координаторов по вопросу осуществления аккредитационного мониторинга" (открыть)
Школьный уровень:
Приказ № 175 от 05.09.2024 г. "Об утвержении дорожной карты, направленной на обеспечение положительной динамики значений аккредитационных показателей муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа п.Орошаемый Дергачевского района Саратовской области" на 2024-2025 учебный год. (открыть)
Дорожная карта, направленная на обеспечение положительной динамики значений аккредитационных
показателей муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа п.
Орошаемый Дергачевского района Саратовской области» на 2024-2025 учебный год (открыть)