МОУ "СОШ П. ОРОШАЕМЫЙ"
Саратовская обл, Дергачевский район, п.Орошаемый
  • Профминимум

     "Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство" - И.Шевелев 

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. 

    Распоряжение министерства просвещения РФ №Р-142 от 10.11.2020 О внесении изменений в приложение к распоряжению от 14.10.2020 № Р-107 "Об утверждении плана проведения в 2020 году открытых онлайн - уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "ПроеКТОрия", направленных на раннюю профориентацию".

    Цель профориентационной работы в школе:
    оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности
    выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
    Задачи профориентационной работы:
    получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся
    выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
    Профессиональной просвещение
    Профессиональная диагностика
    Профессиональная консультация

    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
    1-4 классы:
    Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
    Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
    5-7 классы:
    Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    Развитие представления о собственных интересах и возможностях;
    Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
    8-9 классы:
    Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    Профессиональное самопознание. 

    Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

    Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

    Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

    Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

    Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

    Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

    Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

    Формы профориентационной работы в школе
    Работа с учениками
    Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
    Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    Анкетирование учащихся.
    Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
    Работа с родителями
    Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    Анкетирование родителей.
    Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
    Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
    Организационно-методическая деятельность
    Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.
    К результативным критериям относятся:
    1. Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
    Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
    2. Потребность осознанного выбора будущей профессии
    Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
    3.Осознание школьником общественной значимости труда
    В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
    4.Осознание школьников своих возможностей и интересов
    Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
    5.Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
    Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

    Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
    1. Индивидуальный характер профориентации Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
    2. Направленность профориентации на всестороннее развитие личности Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    Ожидаемые результаты школьной профориентации
    При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

    Формула выбора профессии 

    ПРОЕКТЫ

    БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ.
    01 сентября 2024, 13:47

    Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры «Билет в будущее» - проект ранней профориентации для учащихся 6-11 классов. Федеральным оператором проекта является союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы » при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
    ПРОЕКТОРИЯ.
    01 сентября 2024, 13:50

    «ПроеКТОриЯ» – самый масштабный профориентационный проект, проводимый при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Его основная цель – познакомить учеников 8–11-х классов с перспективными профессиями, а также достижениями отечественной науки и экономики.
    КОД БУДУЩЕГО.
    01 сентября 2024, 13:57

    Проект организован Минцифры России в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Курсы финансируются за счет государственной субсидии
    ШОУ ПРОФЕССИЙ.
    12 января 2025, 14:00

    о проекте«Шоу профессий» – это проект ранней профориентации для школьников #ШП #ШоуПрофессий #профессии #профориентация #будущее

    Полезная информация

    Перечень интернет-ресурсов по профориентации для педагогов Проектория - Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами: proektoria.online/forum.


    Zасобой - Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися: засобой.рф/.


    Профориентатор - Центр тестирования и развития. Ежемесячно обновляемые бесплатные тесты на профориентацию, тесты на профессию, выбор профессии, методики, консультации специалистов: proforientator.ru/tests/.


    PROekt PRO (Пропуск в профессию) - Центр индивидуальной профориентации по осознанному выбору профессии. Практические программы по профориентации: экскурсии в компании, мастер-классы, бизнес-игры и другое: proekt-pro.ru/.


    «Время выбирать профессию» - Профориентационный сайт ФИРО. Для тех, кто хочет правильно выбрать профессию, и для взрослых – родителей, педагогов, психологов, работодателей. Рекомендации для самодиагностики подростков и родителей. Материалы для подготовки к профориентационным мероприятиям: proftime.edu.ru/.


    ПрофВыбор.ру - Электронный музей профессий для помощи подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций. Профессиограммы, тематические статьи о профессиях, профориентационные тесты: profvibor.ru/.


    Online Test Pad (Профессиональные предпочтения) - Бесплатный многофункциональный сервис. Система дистанционного обучения и тестирования, конструктор онлайн-тестов по профориентации, опросов, кроссвордов, логических игр, комплексные задания, диалоговые тренажёры, уроки: onlinetestpad.com/ru.


    Учеба.ру. Профессии - крупнейший каталог учебных заведений, помогающий не только определиться с выбором вуза, колледжа и техникума, но и с будущей профессией. Раздел «Профессии» содержит тесты и описания профессий: www.ucheba.ru/prof.


    Калейдоскоп профессий - Сайт кинокомпании «Парамульт». Проекты для взрослых и детей. Современный образовательный мультсериал. Просто и понятно о профориентации и выборе профессии для малышей, старшеклассников, студентов, взрослых в формате коротких видео: paramult.ru/.

    «Лаборатория будущего»-2023!"​​​​​​

    Обзор виртуальных профориентационных экскурсий

    Атлас новых профессий

    Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться в ближайшие 15–20 лет, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

    Подробнее

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
    Навигатум

    Федеральный образовательный проект. Игровые инструменты
    профессионального и личностного самоопределения.
    Для педагогов материалы для системной профориентации и для создания идеальной траектории профориентации от 3,5 лет и до 65 лет.

    Подробнее

    Уроки по профориентации

    Ресурс содержит уроки по профориентации, которые участвовали во Всероссийском профориентационном конкурсе методических разработок «Экскурс в мир профессий».

    Подробнее

    Смартия

    Данный ресурс позволяет школьникам тренировать ключевые умения, собирать для себя содержательные коллекции учебных материалов: из статей, тренингов, онлайн-курсов.

    Подробнее

    Профилум

    Сервис профессиональной навигации, помогает сориентироваться в мире новых профессий, узнать диапазон зарплат, востребованность, требуемые компетенции, подбирает варианты подходящих видов деятельности, предлагает круг профессий на основе компетенций.

    Подробнее

    Проектория

    Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами.

    Подробнее

    За собой

    Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися.

    Подробнее

    ТЕСТЫ
    Профориентатор - центр тестирования и развития

    Тесты, методики, консультации специалистов

    Подробнее

    Центр профориентации "ПрофГид"

    Тесты профориентации, тесты на профессию, консультации в центре профориентации Э. Давыдовой

    Подробнее

    ТЕСТ Профессиональные предпочтения

    Онлайн-тесты по профориентации

    Подробнее

    ТЕСТ Карта интересов

    Тест на профориентацию — «Карта интересов». Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов учеников в различных сферах деятельности

    Подробнее

    Профориентация - Патриотический центр Саратовской области

     Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
    «Региональный центр допризывной подготовки молодежи к военной службе и военно-патриотического воспитания Саратовской области»

    Подробнее

    ТЕСТ Профориентация онлайн-тест

    Лучшие тесты на профориентацию в формате онлайн помогут узнать профессию, характер, таланты, удачные направления в жизни и в бизнесе.

    Подробнее

    ВИДЕО Калейдоскоп профессий

    Просто и понятно о профориентации и выборе профессии для малышей, старшеклассников, студентов, взрослых в формате коротких видео

    Подробнее

    "Учитель - это призвание!.
    13 сентября 2024, 13:59

    13 сентября куратором общественного объединения "Движение первых" была проведена классная встреча "Учитель - это призвание".
    "Россия мои горизонты".
    28 ноября 2024, 08:15

    «Россия — мои горизонты» — это курс из 34 профориентационных ежегодных занятий по направлению внеурочной деятельности в федеральной программе «Профминимум». Уроки проводятся в 6–11 классах. 1
    Экскурсия по профориентации.
    25 ноября 2024, 14:13

    В рамках профориентационной работы "Орлята России" обучающиеся 1-4 классов с классными руководителями, посетили Пожарно-спасательную часть.
    Классный час "Взгляд на профессию".
    26 ноября 2024, 13:22

    В рамках "Недели профориентации" в МОУ "СОШ п. Орошаемый" классными руководителями были проведены классные часы "Взгляд на профессию"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie