"Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство" - И.Шевелев
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности
выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
Задачи профориентационной работы:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
Профессиональной просвещение
Профессиональная диагностика
Профессиональная консультация
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
Развитие представления о собственных интересах и возможностях;
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
Профессиональное самопознание.
Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
Анкетирование учащихся.
Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
Анкетирование родителей.
Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность
Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.
К результативным критериям относятся:
1. Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
2. Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
3.Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
4.Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
5.Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
1. Индивидуальный характер профориентации Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
2. Направленность профориентации на всестороннее развитие личности Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Формула выбора профессии